Три тренда в воспитании
 
 
О том, какие мы родители, часто судят по достижениям наших детей. Поэтому уже закрепились 3 основных воспитательных тренда.
- как можно больше
- как можно раньше
- как можно лучше
И мы, родители всячески стремимся им соответствовать, стремимся «вписаться в мейнстрим», иначе, нам кажется, что и мы и наши дети рискуем оказаться «на обочине жизни». Отчасти, это так и есть.
Мой сын 11 лет в этом году ходит на шахматы, на IT-технологии, в школе – плавание, и хорошо бы вписать какое-нибудь единоборство)). В школьной программе 2 иностранных языка и меня это вполне устраивает. Главное, это обеспечить такой режим жизни, чтобы он справлялся с нагрузкой, чтобы ему нравилось этим заниматься, и чтобы он успевал еще и пообщаться с друзьями и побыть наедине с собой. Так что этот тренд мною поддерживается)). Конечно, если ребенок не справляется с такой нагрузкой, то ее нужно уменьшать или разбираться в том, почему он не справляется. Может ему не нравится то, чем ему приходится заниматься, а может вы, на самом деле, не считаете все это важным и нужным и просто следуете общему тренду, хотя все ваше существо кричит, что все это ни к чему. Бывает так, что в попытках предугадать, что же ждет наших детей в будущем, мы боимся чего-нибудь недодать и от этого загружаем детей всем подряд, под завязку, чтобы наша совесть была спокойна, что мы сделали все для его успеха.
А вот подход «как можно раньше» я не применяла ни к одному из своих детей. У каждого был и остается свой темп. Я жду. Я даю время на то, чтобы ребенок спокойно переходил от одной стадии на другую. Конечно, иногда терпения не хватает и хочется, чтобы они взрослели быстрее. Есть иллюзия, что когда они взрослее с ними легче. НЕТ. В чем-то одном легче, в чем-то другом сложнее. И тем не менее, мы всегда радуемся, когда видим, что ребенок чему-то научился, а значит повзрослел. Приходилось ли вам общаться с ребенком 10 лет, который разбирается в искусстве лучше, чем вы? Странное ощущение возникает рядом с таким ребенком. Да, есть дети, которым это действительно интересно, и поэтому они в этом разбираются, но, пообщавшись однажды с таким ребенком, какая-нибудь мама срочно бросится искать курсы, которые научат ее ребенка тоже разбираться в искусстве и вот тут ее ждет большое разочарование, не всем это заходит в 10 лет, особенно, если окружающая среда этому не способствует. Это мамина мечта - посетить все музеи мира и стать сведущей в искусстве, но этого она себе позволить не может, ни финансово, допустим, ни наличием единомышленников в лице мужа или подруг. На примере моих собственных детей я увидела это очень четко. Дочь с 5 лет прочитала очень много самых разных книг и да, ее кругозор шире, чем у среднего сына. А он за книгами засыпает. С его темпераментом он может читать только анекдоты или короткие смешные рассказы, которыми потом развлекает и нас и своих друзей. И это тоже хорошо. Придет время, перед ним встанут другие задачи, и он будет читать другие книги или не будет, значит, будет как-то иначе искать ответы на свои вопросы. В общем, в тренде «как можно раньше» главное – это не возлагать на детей не детские задачи, не торопить, не подгонять и не принуждать слишком рано к взрослению.
Как можно лучше – еще один тренд воспитания, который утвердился. Мы стремимся дать своему ребенку все самое лучшее. Проблема в том, что это лучшее меняется с невероятной скоростью. Новые бренды, тренды появляются каждые 3-6 месяцев. Иногда мы испытываем чувство вины, если не можем так же быстро предоставлять ему все самое лучшее, и сами загоняем себя в ловушку и дети начинают уже требовать всего самого лучшего, мы же сами их к этому приучили.
Дети начинают думать, что хорошие родители – это те, которые все время покупают своим детям самое лучшее. И если мы им объясняем, что мы не олигархи, они нас в этом и будут обвинять.
Все это требует достаточных средств со стороны родителей, а дети, которые живут в режиме постоянного обучения, оказываются оторванными от реальной жизни.
У них отсутствуют бытовые навыки.
На это просто нет времени. А когда родители вдруг вспоминают, что было бы не плохо, если бы сын или дочь сами мыли посуду и делали уборку, то сталкиваются с удивлением: а почему я? Мне некогда. У меня уроки, секция, соревнования, выступления.
У них низкий социальный интеллект.
Можно знать 5 языков, и иметь 3 высших образования, но этого недостаточно, чтобы попросить о помощи на своем родном языке так, чтобы тебе захотели помочь, или отказать так, чтобы больше не предлагали.
Иллюзия избранности.
Если ребенок воспитывается в условиях «священного животного», особенного отношения к его достижениям, то у него возникает ощущение, что он не такой, как все. А оказывается, что для окружающих он всего лишь «один из многих», это становится для него неприятным сюрпризом, ведущим к серьезному стрессу и конфликтам.
Как же соответствовать этим 3-м трендам без перекосов?
· подбирать нагрузку соответствующую возрасту, интересам и способностям ребенка
· осознать свои цели воспитания (подгоняем ребенка под общепринятый стандарт или позволяем ему расти и развиваться живым, настоящим, с достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами)
· не подгонять и не торопить взросление, но и не закрывать глаза на проблемы и сложности взросления
· не сравнивать с другими детьми, а ориентироваться на мнение специалистов по развитию в том, что, когда и как должно развиваться у ребенка
· вводить обязательные правила, ограничения, разрешать побездельничать
· давать возможность поиграть и не мешать игре
· дать право на ошибку
· развивать чувство дома
· любить и поддерживать