Здравствуйте, дорогие друзья! Этот пост я посвящаю тем молодым специалистам, которые хотят реализовать себя в таком сложном, важном и интересном деле, как психологическое консультирование (ПК). Эта информация будет особенно интересна тем, кто решил начать вести частную практику.

Для меня ПК – это живой обмен опытом с человеком. Все, кто к нам обращаются за помощью, двигаются по своей собственной траектории, дороге и в определенной точке своего пути они сталкиваются с вопросами, ответы на которые не могут найти самостоятельно. Поэтому они приходят к нам.

Какова наша задача перед клиентом?

  • Объяснить ему то, в чем он запутался или неточно понимает
  • Объяснить значение текущего периода в его жизни
  • Предупредить о ловушках текущей ситуации, о том чего делать нельзя, и почему
  • Составить точные, конкретные и, главное, реально выполнимые рекомендации, благодаря которым человек сможет справиться с ситуацией.

Как вы понимаете, главным инструментом, которым мы все это делаем – это СЛОВО. Мы должны свободно уметь переводить информацию с психологического языка на язык обычной жизненной практики.

В этом вам поможет 4 базовых навыка начинающего консультанта.

На нашем «Курсе молодого психолога» мы подробно разбираем всю внутреннюю кухню ПК:

  • Как выстраивать отношения с клиентом,
  • Как сделать максимально эффективным краткосрочное консультирование, когда у вас 1 максимум 3 встречи,
  • Как выйти на долгосрочную работу,
  • Как использовать те или иные техники,
  • Как определить результативность своей работы и многое другое.

Чтобы ваша работа была успешной, нужно очень много тренироваться.

1. Нужно научиться вести стенограммы консультаций. (Логику ведения консультаций вы можете посмотреть на канале…) Сначала, когда у вас нет клиентов или их немного, вы можете писать стенограммы вымышленных консультаций. В нашем случае стенограмма – это расклад хода консультации по ролям. Ваш текст, текст вашего клиента. Такие стенограммы помогают отработать различные техники, а также поставить ваш язык. Потому что грамотный специалист должен уметь найти нужные слова, правильно толковать ту или иную ситуацию. С помощью стенограмм можно консультировать самих себя. Так называемое аутоконсультирование. У начинающих консультантов часто есть проблема, вроде понимают что происходит с клиентом, знают что нужно делать, но не могут найти нужных слов, им трудно сформулировать мысль грамотно и доступно для клиента. А это очень важно.

2. Нужно развивать в себе умение объяснять любую психологическую информацию так, чтобы она была понятна человеку не имеющему ничего общего с психологией. Это тоже лучше делать письменно. В идеале вы должны уметь описать любое психологическое явление в 3-5, максимум 7 предложений. Например, что такое психологическая резистентность или эмоциональный интеллект.

3. Нужно вести карточку клиента, где вы будете отмечать изменения, которые с ним происходят. Бывает, что человек сам может и не замечать изменений, потому что, как правило, изменения происходят крайне медленно. И это очень хорошо. Если изменения будут быстрыми, человеку трудно с этим справиться, и он не доходит до своей цели и бросает консультирование. (картинка карточки клиента).

4. Помните, что в нашей работе есть ограничения. Есть ситуации, за которые мы не беремся. Это клиенты с нарушенным психическим статусом или с одержимостью. Очень важно определить кто именно ваш клиент, а с каким клиентом вы работать не будете.

Если вы не знаете с чего начать частную практику, начните с освоения этих 4 базовых навыков. Благодаря им у вас появится профессиональная уверенность в себе, а с ней вам уже не страшно  двигаться дальше.