Как успешно сдавать экзамены
 
Экзамены… Как вспомню, так вздрогну. Для меня это всегда был период очень сильных волнений и переживаний… ну, и огромная ответственность прям давит. В этой статье речь пойдет не о тех учениках и студентах, которые все учат и ко всем экзаменам готовятся заранее, то есть в течение года. А тех 90% обычных подростков, которые вспоминают об экзаменах накануне или в лучшем случае за неделю, и в панике пытаются впихнуть то, что надо было усвоить за год.

Как пережить этот непростой период с наименьшими «потерями» для здоровья и не потерпеть поражение?


1. Между прочим, эти «нерадивые» ученики и студенты не так уж и не правы, когда оставляют все на последний момент, потому у нас кратковременная память работает намного лучше.
А значит, надо в последние дни накачать себя информацией по максимуму.
Но этой стратегией нужно грамотно пользоваться:
- Всю информацию нужно разделить по темам.
- В каждой теме найти главное: определения, даты, события, имена, формулы, правила
- Написать шпаргалки от руки
- Прочитать собственные шпаргалки много-много раз
- За 1-2 дня до экзамена нужно написать самому себе билеты, и открывая их вслепую, попытаться что-нибудь вспомнить и самому себе рассказать.
Иногда даже этой информации достаточно, чтобы экзамен в принципе сдать, ну, когда неважно на что. Обычно билеты группируются таким образом, чтобы в каждом было охвачено 2 или 3 темы. Или если каждый билет содержит только одну тему, то нужно быть уверенным хотя бы в одном вопросе из билета. Поэтому из каждой темы нужно постараться как-то запомнить хотя бы треть материала.
2. Хочу отметить, что знания по предмету и сама ситуация экзамена – это несколько разные вещи. Можно хорошо знать предмет, но не уметь сдавать экзамены из-за повышенной тревожности или неуверенности, например.
Несколько советов о том, как вести себя на самом экзамене.
- Экзамен – это проверка на самообладание. Нужно научиться чувствовать себя комфортно во время сдачи экзамена. А для этого нужно думать о том, чем бы экзамен не закончился это временная ситуация, которая закончится. Наивысший пилотаж – это научиться получать удовольствие от процесса сдачи. Ведь в конце концов, что такое экзамен? Это процесс общения преподавателя и ученика, поэтому очень многое будет зависеть от настроения, интонации, позы, манеры говорить, в общем, от поведения в целом. Фишка в том, чтобы не чувствовать себя мелкой букашкой перед огромным динозавром. Нужно вести разговор более-менее на равных и доброжелательно.
- Есть мнение, что больше всего везет тем, кто идет сдавать первым, потому что обычно они уверены в себе и в своих знаниях, им достаточно начать уверенно отвечать на первый вопрос, и преподаватель может остановить, поняв, что скорее всего, остальное тоже в порядке. Последним тоже может повезти. Преподаватель уже достаточно устал и, если он услышит уверенный ответ на первый вопрос, остальные может уже не захотеть слушать.
3. Есть такой анекдот
Студент сдает зоологию. Знает только про блох. На экзамене
достается вопрос про собак. Студент начинает:
- Собаки это млекопитающие, покрыты шерстью. В шерсти водятся блохи...
дальше все про блох....
Препод:
Ладно молодой человек, расскажите про кошек
Студент:
- Кошки это млекопитающие, покрыты шерстью. В шерсти водятся блохи...
дальше все про блох....
Препод:
- Давайте-ка про рыб
Студент:
- Рыбы это не млекопитающие. Шерстью не покрыты. Покрыты чешуей, но если
бы они были покрыты шерстью, то в ней бы водились блохи....

Анекдот очень бородатый, но в ситуации сдачи экзамена действительно может помочь, но для этого нужно очень хорошо ориентироваться в 1-2 темах, а потом суметь грамотно перевести на них свой ответ. Потому что, как известно, в жизни все со всем связано.
Это мы говорили о практике, а теперь немного теории. Психологи М. Фадеев и А. Глушко (г. Москва) выделили несколько типов ответов:
"Кавалерийская атака" – предполагает быстрый поток информации, который по интенсивности должен все время нарастать. Всем своим видом, высокой скоростью ответа, минимальными паузами, ученик или студент демонстрирует не только безграничность своих знаний, но и уважительное отношение к времени экзаменатора. В идеале преподаватель сам должен остановить и поставить заслуженную пятерку. Прием "кавалерийской атаки" помогает незаметно для экзаменатора "проскочить" неясный, запутанный или просто невыученный фрагмент той или иной темы и в значительной мере избавляет от дополнительных вопросов.
"Свободный полет" – ученик или студент садится перед экзаменатором, откладывает листок с ответом в сторону, и не заглядывая в него начинает ответ. Как правило, это производит хорошее впечатление. Данный тип ответа можно использовать при очень хорошем знании предмета. В таком ключе хорошо сдавать экзамены по гуманитарным дисциплинам. Экзаменатор заинтересуется абитуриентом, монолог имеет много шансов превратиться в диалог, что всегда выгоднее, это знает любой опытный студент. "Доклад" – это самый невыгодный тип ответа. Сдающий экзамен, не сводя глаз с листка, просто зачитывает свои записи. По мнению многих преподавателей такой тип ответа говорит о том, что абитуриент хотя и знает материал, но свободно им не владеет.
"Эффектная концовка" – должна быть при любом ответе, но в этом случае имеется ввиду, когда ученику или студенту не удалось ни завязать диалог, ни добиться того, чтобы его остановили, следовательно, заканчивать ответ придется самому, и нужно делать это как можно эффективней. Яркий пример, удачная цитата и глубокие выводы - вот основные особенности окончания ответа в этом варианте.
Искусство речи – это гибкость, оригинальность, выразительность, умение свободно использовать богатство родного языка, говорить ярко, образно, оставляя след, обеспечивая результат.
Ориентация в материале предмета и удачное построение ответа – два столпа, на которых стоит успешная сдача любых экзаменов.