Назад к списку

Главные споры о детях

Сегодня не утихают споры о том, как правильно воспитывать детей. Одни специалисты призывают к традиционному взгляду на воспитание, где родители имеют непререкаемый авторитет и ребенок должен их во всем и всегда слушаться, а другие говорят о том, что надо следовать за потребностями и проявлениями ребенка и они выведут куда надо. Я как специалист, трижды мама и поклонница компромисса, согласна и с теми и с другими. 

Первые 10-12, а то и 15 лет жизни ребенок действительно нуждается в том, чтобы его вели. Объясняли и показывали, что из себя представляет этот мир на данный момент. Заложили фундамент физического и психологического здоровья, который позволит ему не только выжить, но успешно адаптироваться к изменяющемуся миру. Никто сегодня не может предсказать наверняка, что ждет наших детей через 30-40 лет, хотя некоторые прогнозы весьма правдоподобны. Но есть вещи, явления, данности жизни, которые существуют тысячелетиями и их актуальность не исчезает. Она может меняться со временем в большую или меньшую сторону, но все равно эти вещи остаются для человека главными. Чтобы назвать эти вещи словами, достаточно ответить себе на вопрос, что делает человека ЧЕЛОВЕКОМ? 


Многие специалисты сегодня уверены, что сейчас происходит глобальный процесс расчеловечивания. Границы нормы с двигаются в сторону расширения. Все больше и больше можно и допустимо. Стираются границы абсолютных понятий, все становится относительным. Даже добро и зло стали относительными, смотря с какой или чьей стороны посмотреть. У каждой ситуации великое множество оттенков. И в отличии от предыдущего периода, когда всем говорили одинаково что такое хорошо, и что такое плохо, то сегодня каждый должен себя спросить, что считаю нормой именно я? Что хорошо и правильно для меня? Что для меня недопустимо? Помните, как рассуждали герои фильма "О чем говорят мужчины": 

" Поэтому в детстве было так здорово.Ну, потому, что было понятно, что хорошо, а что плохо.Ну, как вот, выучил ты уроки - молодец.Бабушку через дорогу перевел, да умничка!Мячиком разбил стекло - плохой. 

-Логично. 

-А сейчас? Сделал ты одной женщине хорошо, а другой от этого плохо.А ты вообще всё делал для третьей. 

-Да, вот! А ей все равно...Как-то все запуталось. 

-Че запуталось? Че запуталось?Перевести бабушку через дорогу до сих пор хорошо.Да?!Вон, иди, переведи ее, да, через дорогу. Иди. И сразу успокоишься. 

-Не скажи...Может быть я ее перевел, а ей и не надо было этого? Или, например, это не та бабка. Плохая.Бабуля...И не надо ее через дорогу переводить!А хорошая где-то стоит на другом переходе и ждет тебя, а ты здесь эту старую гниду взад-вперед мотыляешь.А еще хуже, если ту хорошую до тебя уже кто-то перевел.И, может быть, человек был плохой, и сделал это формально, для галочки, но он сделал хорошее дело, а ты нет." 

И, конечно, нам проще и приятнее живется, если рядом оказываются люди со схожими взглядами. Мы не одиноки. 

Вот так и наши дети будут искать ответы на свои вопросы что хорошо, а что плохо. Они будут делать свои выводы, которые могут идти в сильный разрез с принципами родителей только потому, что они тоньше ощущают изменения в жизни. И в этот момент нужно действительно проявить максимум доверия и быть уверенным в том, что вы не халтурили, воспитывая своего ребенка, вы напитали его тем, что считали правильным и хорошим и дальше он будет таким каким вы научили его быть. И вам придется принять то. что получилось или бесконечно бороться с собственным не совершенством и упущениями, которые вы будете видеть в своем ребенке. 

Именно подростковый возраст становится лакмусовой бумажкой. Что самое главное в жизни, на основании чего делать выбор (желания или долга), надо ли принимать и воплощать трудные решения или оно само рассосется, что делать, когда трудно, как оправиться после провала, кому можно и нужно доверять, а кого и чего опасаться и избегать и самый главный вопрос, чему надо посвящать свою жизнь - вот чему учатся наши дети на самом деле, глядя на нас, наблюдая за нами первые 10-15 лет их жизни. 

Обо всем этом и еще многом другом мы будем говорить на курсе "Магия воспитания".

Для ваших собственных размышлений привожу ссылку на статью, где Людмила Петрановская говорит о навыках, которые, как она считает, нужно развивать в наших детях, чтобы подготовить их с будущему. Поделитесь своими мыслями о том, что вы понимаете под правильным воспитанием!