В любой психологической школе выделяют основной конфликт. В принципе их можно объединить идеей борьбы добра и зла. Мы все время с клиентом будем выделять, что является добром в его жизни, а что злом. И наша задача научить клиента бороться с его злом. А оно бывает очень многоликим. Оно может приходить как извне от других людей, от тяжелых обстоятельств, так и сам человек может быть источником зла для самого себя и окружающих, даже не подозревая об этом. Чтобы в этом было проще разобраться скажем так: добро всегда созидает, а зло всегда разрушает.

Шкала Разрушитель – Созидатель должна стать для вас основной внутренней диагностической шкалой.

Как ведет себя человек, что он чувствует, что он мыслит – все это можно проанализировать с точки зрения критерия “разрушение – созидание”, проявляющегося по отношению к внешнему и внутреннему миру. Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт и себе и другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель “очищает” мысли, дисциплинирует чувства, заботится о своем здоровье.

Важно отметить, что идея “разрушения - созидания” является одной из главных философских и психологических идей. Достаточно вспомнить учение о мортидо и либидо.

Наш основной принцип работы – вырастить Внутреннего Созидателя у нашего клиента и взять под его контроль Разрушителя. Как это сделать вы узнаете, пройдя «Курс молодого психолога».

Когда нам с клиентом бывает трудно вычленить что есть добро, а что зло в его жизни, поскольку сегодняшние ситуации не так однозначны, как, допустим, лет 20 назад, мы переходим с ним на язык пользы. «Полезно ли для вас то, что происходит? То, что вы делаете? » - спрашиваю я. Люди редко задаются этим вопросом сами, поэтому 90% из них отвечают откровенно.

Так или иначе, все мероприятия нашей помощи человеку можно привести к одному общему знаменателю – достижению им состояния внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек выступает, как Созидатель, а дисгармоничный – как Разрушитель.