Часто начинающие консультанты сомневаются в результативности своей работы. Конечно, существует множество методик измеряющих ту или иную психологическую категорию и вы можете ими смело пользоваться. Изменения в показателях в начале консультирования и в конце – это явный результат.

Как еще можно определить, что ваша работа удалась?

Признаки успешного консультирования.

· На эмоциональном уровне происходит общая гармонизация:

1. У клиента уходит тревога, суетливость.

2. Появляется чувство стабильности, покоя, гармонии.

3. Клиент научается управлять своими чувствами, т.е понимает их причину, может сдерживать.


· На ментальном уровне происходит расширение сознания:

1. Клиент начинает позитивно мыслить.

2. Клиент приобретает дисциплину мысли. Умеет отказываться от ненужных, вредных мыслей, а генерировать полезные.

3. Понимает суть, причину и важность происходящего с ним.


· На поведенческом уровне появляются зрелые, эффективные действия

1. Клиент может самостоятельно определять правильную стратегию поведения в его ситуации

2. Клиент становится способен делать по другому, чтобы получить нужный ему результат.

3. У клиента появляется дисциплина в действиях. Делает что нужно, не делает, что не нужно.


· На духовном уровне происходит укрепление жизненного стержня:

1. Клиент начал воспринимать свою жизнь как его собственную дорогу, направление которой он выбирает сам.

2. В происходящих с ним событиях он ищет то, чему они его учат, куда ведут

3. Жизненные трудности рассматривает как конфликт Добра и Зла. Пытается для себя определить что есть добро, а что зло в каждой конкретной ситуации, выбирает сторону добра и ищет конструктивные способы борьбы со злом.


Конечно, все 4 группы признаков возможны скорее при долгосрочном консультировании, но даже если вы провели одну консультацию, то на эмоциональном, ментальном и поведенческом уровнях результаты могут быть. Если вы не уверены в достижении такого результата, то старайтесь добиваться эффекта хотя бы на эмоциональном уровне. (О том, как добиться результата на всех 4 уровнях вы узнаете на курсе «КМП».)

А вообще, общение с вами должно рождать у человека желание к конструктивным изменениям, росту и развитию). Это мотивационный уровень.