Разум и чувства
 
Программа развития эмоционального интеллекта рассчитана для детей  от 6 до 12 лет. В процессе занятий  каждый ребенок работает со своей "Тетрадью для размышлений".
30 онлайн-занятий по будням с 15:00-16:00.
Стоимость одного занятия 150 рублей. Стоимость всего курса 4000 рублей. Начало курса в сентябре.
 
Тема 1. Душа человека.
Цель: направить внимание ребенка во внутрь, что позволит научить воспринимать изменения в нем, рефлексировать, описывать словами.
     Прослушивание пересказа мифа о Психее из «Метаморфоз» Апулея, которое сопровождается рисованием
Круг обсуждаемых вопросов:
      Что значит выражение «душа нараспашку»?
     Одинаковы ли души разных людей?
      Может ли душа меняться?
Психогимнастическое упражнение на укрепление позвоночника.
Тема 2. Имя.
     У этого занятия  две цели: знакомство  детей друг с другом и педагога с детьми и обсуждение уважительного отношения к себе и к другим.
     Дети знакомятся в соответствии с предлагаемыми правилами
 Круг обсуждаемых вопросов:    
     Чем  отличаются прозвище, кличка, псевдоним?
     Что значит: назвать,  величать, обзывать?
     Как можно поступить, если кто-то будет обзываться или обращаться к вам с кличкой?
      Разыгрывание сценок с верным и неверным знакомством
Тема 3. Радость
Цель занятия:  научиться определять радость у других людей, адекватно реагировать на нее, связывать собственные положительные переживания с соответствующими словами.  
Прослушивание  рассказа М. Зощенко «Золотые слова».
Круг обсуждаемых вопросов:
Что происходит с твоим лицом, когда ты улыбаешься?
Какой бывает улыбка?
Какой цвет больше подходит для улыбки?
Одинаков ли цвет улыбки и смеха?
Чем отличается улыбка от смеха?
Чем   отличается смех над собой и смех над кем-то?
Психогимнастическое упражнение «Солнышко».
Тема 4. Грусть.
Цель: обучение детей идентифицировать эмоциональное состояние других людей и  осознавать свое собственное на примере грусти. 
Прослушивание сказки  А. Погорельского «Черная курица».
    Круг обсуждаемых вопросов:
    Какого цвета грусть?
    Что чувствуешь ты, когда грустишь?
    Что происходит с твоим лицом, когда ты грустишь?
   Какие другие слова описывают состояние грусти?
    Как можно общаться с человеком, который грустит?       
    Психогимнастическое упражнение «Осенние листья»
Тема 5. Слезы.
Цель  состоит в анализе состояний, в которых люди плачут.
Прослушивание отрывка из сказки Р.  Киплинга «Маугли».
Круг обсуждаемых вопросов:
От чего люди плачут?
    Что отличает Маугли от остальных обитателей джунглей в этой сказке?    
Отчего плакал Маугли?
Отчего еще могут плакать люди?
        Чем отличаются слезы боли и слезы радости?
         Всегда ли слезы искренни?
Тема 6. Любовь.
Цель занятия: определить поведение, которое называется словом «любовь», показать,  что любви нужно учиться,  что она проявляется не столько в словах, сколько в ответственных поступках.
Прослушивание отрывка из сказки О. Дидковской «Лунный  человечек»
Круг обсуждаемых вопросов:    
     Какого цвета любовь?
 Какие слова описывают любовь?
Чему научила черепаха Хе мальчика?
     Какими еще словами можно назвать теплые отношения между людьми?
 Психогимнастическое упражнение «Радуга». 
Тема 7Свершение. Завершенность.
Цель занятия состоит в том, чтобы  научить детей завершать начатое дело,  разбудить желание увидеть нечто  запланированное  в законченном виде.
      Прослушивание отрывка из сказки  Н. Носова “Приключения Незнайки  и  его  друзей”.
Круг обсуждаемых вопросов:    
Почему Незнайка не смог хорошо сделать то, что начинал?
Что труднее - начать или закончить дело?
Как вы  справляетесь с трудностями?
Всегда ли все нужно доводить до конца?
Что интереснее: решать задачи с ответом или без ответа?
 Психогимнастическое упражнение «Мельница». 
Тема 8.  Гнев
      Цель урока:  научить ребенка владеть своими эмоциями и адекватно реагировать на  чужой гнев.
Прослушивание отрывка  из книги Марка Твена “Приключения Тома Сойера”.
Круг обсуждаемых вопросов:    
Что вы чувствуете, когда кто-то кричит на вас?
  Что чувствует человек, который кричит?
 Как выглядит человек в гневе?
 Почему говорят, что радость  и грусть ощущаются человеком, а гнев его «охватывает»?
 Что вы делаете, когда на вас кричит кто-то из взрослых?
 Как можно справляться со своим гневом?"
Психогимнастическое упражнение «Напряжение"
Тема 9. Ложь. Правда.
Цель заключается не в том,  чтобы обличать нравственный аспект лживого поведения,  а в том, чтобы показать его неэффективность и  возможный  вред для формирования зрелой личности.
     Прослушивание рассказа М. Зощенко «Не надо врать»
Круг обсуждаемых вопросов:    
     Какой цвет у лжи и у правды? 
     Почему дети лгут?
Можно ли солгать, не говоря неправду?
Тема 10. Похвала. Лесть.
Цель занятия  состоит в том, чтобы подчеркнуть необходимость видеть в людях хорошие черты, научиться говорить об этом с искренним восхищением, отличать похвалу от лести.
Прослушивание сказки Р. Киплинга «Кошка,  гулявшая сама по себе»:
Круг обсуждаемых вопросов:
Что вы чувствуете, когда вас хвалят?
Чем отличаются похвала и лесть?
Почему часто лесть нравится?
 Что значит похваляться?
 Как лучше хвалить других
Психогимнастическое упражнение: сцепленные руки.
Тема 11. Наказание.
    Цель занятия: показать, что при наказании осуждается не личность ребенка, а его поступок.
Прослушивание  отрывка из книги И.  и Л. Тюхтяевых «Зоки и Бада».  
Круг обсуждаемых вопросов:
Наказывали ли кого-нибудь из вас?
Как часто вас наказывают?
Что чувствуют человек,  который наказывает,  и человек, которого наказывают?
     Любит ли родитель ребенка, когда  его наказывает?
Решение задач
Психогимнастическое упражнение: отрицание.
Тема 12. Страх.
Цель: обучение детей владеть своим чувством страха.
  Прослушивание и обсуждение отрывка из сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все».
Круг обсуждаемых вопросов:
     Когда страх  спасает, а когда мешает?
Как справиться со страхом?
Упражнение «сжигание страха»
     Психогимнастическое упражнение «Выпрямление»    
Тема 13. Ответственность.
Целью урока является разговор на тему осознанности, обдуманности или необдуманности действий  и  их  последствий.
      Прослушивание и обсуждение  рассказа М.  Зощенко «Елка».
Круг обсуждаемых вопросов:
А как в вашей семье наряжают елку? Кто это делает?
Решение психологических задач по теме
Тема 14. Искусство дарить и получать подарки.
Цель занятия состоит в том,  чтобы научить детей получать удовольствие от процесса дарения, а не только  от получения подарков, задумываться о том,       какой подарок можно подарить тому или иному человеку,  как  принимать  подарки так,  чтобы не обидеть дарителя
Прослушивание отрывка из сказки А. Милна  «Винни-Пух  и  все-все- все...»
Круг обсуждаемых вопросов:
Почему я насаживаю на крючок червяка, когда хочу поймать рыбу, если сам я не люблю червяков, а люблю конфеты?
     Какие слова можно говорить, когда даришь подарок?
    Что  можно говорить, когда получаешь подарок?
    Как надо поступить, если ты получил подарок, который тебе не нравится?
Исполнение сценок на заданные темы  
Тема 15. Вежливость и благодарность.
    Цель состоит в том, чтобы научить детей рассматривать вежливое поведение других людей по отношению к ним не как должное, а как проявление доброй воли, которая заслуживает благодарности
   Прослушивание  отрывка из сказки Ирины и Леонида Тюхтяевых  «Зоки и Бада»
   Круг обсуждаемых вопросов:
        Слово «другой» обозначает «не я». От какого слова происходит слово «другой»? Почему?
       Какие примеры вежливости вы знаете?
Почему дарить доставляет иногда большее удовольствие, чем получать подарки?
       Психогимнастическое упражнение «Я благодарю»
Тема 16. Сочувствие.
Цель занятия: обучить детей проявлять сочувствие к другим и определять подобное поведение у окружающих. 
Прослушивание отрывка из повести Туве Янсона «Шляпа Волшебника».
 Круг обсуждаемых вопросов:
О чем говорит частичка «со» в слове «сочувствие»?
 Как мы узнаем о чувствах других людей?
Как принять помощь других людей?
Психогимнастическое упражнение "Зеркало"
Тема 17. Зависть
Цель занятия: научить детей достойно относится к различию в возможностях, которые имеют их семьи; научить принимать, что всегда существуют ограничения в потребительских возможностях человека, и он должен выбирать между желаемым и доступным.
Прослушивание рассказа М. Зощенко «Бабушкин подарок»
Круг обсуждаемых вопросов:
        Знаете ли вы, что такое зависть?
       Почему  человек завидует другому?
       Что больше отражает душевные качества людей: вещи, которыми они владеют, или поступки, которые они совершают?
       Чем отличается белая зависть от черной?
 Психогимнастическое упражнение «Поза льва»
Тема 18. Уважение. Достоинство.
Цель занятия состоит в том, чтобы научить детей видеть достоинства одноклассников и уважительно говорить о них, а также дать  почувствовать каждому ученику, как он воспринимается со стороны.
Предлагается инструкция, запрещающая любую критику в адрес однокласснкиов и дети последовательно обсуждают то, что им нравится в одноклассниках
Вопросы для обсуждения:
Почему  можно уважать за то, что человек не похож на других?
Почему так  ценится людьми то, что человек может создавать, а не разрушать?
Какие качества людей достойны уважения?
Тема 19. Ценность человеческой жизни.
Цель занятия состоит  в том,  чтобы показать детям ценность человеческой жизни, научить их трепетному отношению к собственной жизни и жизни другого.    
Прослушивание отрывка из романа Ж.  Верна «Таинственный остров».
Вопросы для обсуждения:
Что случилось на необитаемом острове с Айртоном?
Что случилось на необитаемом острове с капитаном Грантом?
Что произошло на необитаемом острове с группой людей, летевших на воздушном шаре?
Почему  Айртон вел себя иначе, чем другие люди?
Почему Айртон стал меняться?
Как происходило это изменение?
Что означает «ценить жизнь»?
Что такое «Красная книга»?
Психогимнастическое упражнение «молодые стебельки».
Тема 20. Рождение и смерть.
Цель занятия состоит в том, чтобы дать возможность детям поговорить о столь болезненном явлении, как смерть,  в безопасных условиях  и тем самым снизить напряжение, которое  существует у части детей этого возраста в связи с  вопросами жизни и смерти.    
Прослушивание отрывка из рассказа Оскара Уайлда «Кентервильское привидение».
Вопросы для обсуждения:
        Почему говорят, что любовь сильнее смерти?
        Почему рождение связывают с надеждой?"
Тема 21. Свобода и ответственность.
Цель занятия  состоит  в  обозначении грани между возможностью проявления собственных желаний и действий и требованием общества не нарушать права других людей.
Прослушивание отрывка из сказки Астрид Линдгрен «Пеппи-Длинный Чулок».
Вопросы для обсуждения:
Чем отличается поведение Пеппи от поведения других детей?
Почему дети ограничены в своих действиях, а Пеппи – нет?
        Может ли свобода одного человека ограничивать  свободу другого?
 Почему у человека тем больше свободы, чем больше  ответственности он на себя возлагает?
Тема 22. Что такое хорошо и что такое плохо?
Цель занятия состоит в том, чтобы показать многогранность и относительность понятий «хороший» и «плохой»,  размытость границ между ними, необходимость рассмотрения явления с разных сторон, чтобы решать, «что такое хорошо и что такое плохо».
       Прослушивание отрывка из повести Рэя Бредбери «Вино из одуванчиков».
Вопросы для обсуждения:
Почему все люди знают,  что такое «хорошо», и что   такое «плохо», но нередко совершают «плохие» поступки?
  Можно ли сказать, что дети совершили плохой поступок, не желая этого?
  Можно ли спутать добро и зло?
Тема 23.  Обида.  Месть.  Прощение.
     Это занятие имеет своей целью подчеркнуть неэффективность обиды в общении, разрушительность мести, которая всегда имеет два острия направленности:  на  обидчика  и  на того человека,  который эту  месть осуществляет, а также обсудить различные способы выхода из этих ситуации.
 Вопросы для обсуждения в группах:
 Какого цвета  обида, месть, прощение?
 Почему  человек обижается?
 Что делать, если кто-то тебя обидит?
Почему месть ранит и того, кому мстят, и того, кто мстит?
Почему люди прощают друг друга?
Тема 24. Неожиданные ситуации.
Цель этого занятия состоит в том, чтобы обсудить с детьми поведение в сложных ситуациях, где адекватная реакция сохранит жизнь ребенку,  а неверное решение приведет к трагическим последствиям.
Прослушивание рассказов Л.Н.  Толстого «Акула», «Прыжок»,  «Пожарные собаки».
Вопросы для обсуждения:
Что ты будешь делать, если начнется пожар в доме,    где ты живешь?
Что ты будешь делать,  если незнакомый  человек  предложит  тебе пойти с ним в   какое-нибудь интересное место или скажет, что отведет тебя к маме?
 Как должен вести себя человек, которого взяли в    заложники?
Психогимнастическое упражнение «Тишина»     
Тема 25. Культурный человек.
Цель: обсуждение общечеловеческих ценностей, принадлежащих современной культуре
Вопросы для обсуждения:
 Кого называют культурным человеком?
 Какие правила  поведения позволяют людям в обществе жить так, чтобы развитие каждого человека не препятствовало развитию других?
 Что имеют в виду, когда говорят о толерантности (терпимости) в обществе?
Обсуждение в группах понятие культура
Тема 26. Закон. Права и обязанности.
Цель занятия состоит в том,  чтобы создать у детей уважительное отношение к законам и показать, что права человека неразрывно связаны с обязанностями.
     Прослушивание отрывка из повести  Джеймса Барри «Питер Пэн»
Вопросы для обсуждения:
    Зачем нужны законы?
    Кто устанавливает законы?
    Зависят ли права человека от его обязанностей?
Тема 27. Фантазия и обман.
Цель занятия состоит в активации фантазии, с одной стороны, и усилий, направленных на выполнение желания - с другой.
Прослушивание повести Николая Носова «Фантазеры».
Вопросы для обсуждения:
 Чем отличается фантазия от обмана?
  Какие заветные желания вы загадали бы, если бы у каждого была волшебная палочка?
 Что нужно делать, чтобы желания выполнялись?
Психогимнастичекое упражнение: «Изображение животного».
Тема 28. Творчество.
Цель занятия  -  показать детям,  что в творчестве с наибольшей силой проявляется индивидуальность  каждого  человека, его свобода, тогда как вся остальная деятельность в значительной мере ограничена рамками общепринятых правил, стандартов.
Игра в стиле «Бином фантазии» Д. Родари
Вопросы для обсуждения:
    Сколько разных значений у слова «творить»?
    Если бы девочке мама подарила не красную шапочку,  а зеленое платьице, как могла бы измениться сказка?
    Какие бы были приключения у Буратино, если бы он был не деревянным, а пластилиновым?
Тема 29. Соревнование и сравнение.
Цель занятия: обсудить с детьми неоднозначность таких понятий как «соревнование» и «сравнение». И соревнование и сравнение оказывают положительное действие на человека, когда он использует их для того, чтобы совершенствоваться, но мешают, когда человек использует их в межличностном общении.
     Прослушивание отрывка из  повести А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»
Вопросы для обсуждения:
Чем  поведение Карлсона отличается  от  поведения Малыша?
Чем отличается соревнование от сравнения?
Решение психологических задач по теме
Тема 30.  Вера и знание.
Цель занятия заключается в том,  чтобы показать детям,  что есть целый пласт человеческой жизни,  где люди основываются  в своих  поступках не на размышлениях,  а на представлениях,  не зависящих от фактов.
Прослушивание отрывка из сказочной повести Памелы Треверс «Мэри Поппинс».
     Вопросы для обсуждения:
Чем отличается Мэри Поппинс от других воспитателей?
    Чем отличается вера от знания?
    Что дают нам знания?
    Что дает нам вера?