Комплект материалов для родителей 

 "МАГИЯ ВОСПИТАНИЯ"

 Как подготовиться к переходному возрасту или повысить ему самооценку, как выстроить его отношения с компьютером или как договориться с подростком соблюдать правила 

 СТОИМОСТЬ 490 руб.

 
Роль отца в воспитании
 
Основные принципы воспитания одинаково доступны на практике, как мамам, так и папам, но все же их подходы к детям и их влияние разные. И именно это различие - гарантия уравновешенности растущего ребенка. Стереотипы в деле воспитания сегодня уже не работают. Некоторые папы проводят с детьми больше времени, чем мамы и даже берут декретный отпуск. Но все же мы, психологи настаиваем на том, что есть сугубо отцовский (мужской) метод влияния на ребенка, который ни чем не заменишь.
Говорят, что до 3-х лет ребенку нужна мама, а дальше – отец. Это и мудро и недальновидно одновременно.
Действительно, для психологического рождения, которое продолжается в первые 3 года после физического рождения ребенка, важна именно мать. Именно из ее чрева ребенок выделяет теперь не только свое тело, но и самосознание. Мать в первые 3-4 года жизни дает то особое питание, тепло, Любовь, которые нужны для полноценного психологического рождения.
А что же отец? Он может заниматься своими делами и присоединиться, к процессу воспитания когда в ребенке явно обозначатся симптомы «кризиса 3-х лет»?! Конечно, нет. Задача отца в первые годы жизни ребенка поддерживать его через мать. То есть поддерживать, заботиться о своей жене, быть терпеливым и потихоньку учить ребенка жизни.
Первый отцовский урок – укрепление авторитета матери. Это крайне важно! Дело в том, что для авторитета нужна дистанция. А между малым ребенком и мамой дистанции нет. Она только-только настраивается в первые 3-4 года жизни. А с отцом у ребенка дистанция есть априори. Не в его чреве ребенок провел 9 месяцев, не отец кормит его грудью, да и вообще его часто не бывает дома – он работает. Отец для ребенка фигура немного загадочная. К отцу дитя присматривается, ведет себя более дисциплинированно, не позволяет себе лишних капризов. То есть к отцу есть авторитет изначально (в силу природной дистанции). Если его никто целенаправленно не разрушает, конечно.
Кстати, к некоторых культурах, на Кавказе, к примеру, дети не могли напрямую обращаться к отцу. Мальчики до 12 лет, а девочки, так вообще только через мать. Отец – он начальство!
Поэтому в первые годы жизни концептуальная роль отца - укреплять авторитет матери, а основная роль матери – помогать психологическому рождению ребенка. То есть постепенно вести его к самостоятельности.
Примерно с 4 лет начинается, так называемая, социализация. То есть обучение тому, что умеют взрослые люди. Потихоньку, по силам, но без предрассудка «он еще маленький». От мамы психологически отделился – значит, взрослеет J
С 4 до 9 лет очень ответственный возраст – ребенок должен подготовиться к самостоятельной ответственности за свои мысли, чувства, дела. К 9 годам он, по идее, должен осознать, что является автономной личностью, со своей ответственностью. Личностью, имеющей что-то свое особенное. Позже это станет именоваться Предназначением.
Какова же роль папы в эту «пятилетку»?
Итак, в период 4-9-летия очень важно, чтобы ребенок ощущал крепкий тыл семьи. Что это значит? Значит, что ему не стоит становиться свидетелем бурных сцен разногласия между папой и мамой. Важно чтобы в этот период заложилось БАЗОВОЕ ЧУВСТВО ЕДИНСТВА СЕМЬИ. Если повезет, и так случится, - это станет крепким фундаментом его личности.
Важно всегда, но особенно в это пятилетие, когда еще только формируется критическое мышление, когда многое идеализируется, чтобы ребенок чувствовал, что родители – это одна команда. А он – тоже член семьи как команды. Каждый вносит свой вклад в семью. Чем может. Старается. Не из-под палки, а потому что это – нормально и радостно.
И вот этому, по теории, должен учить папа. Его роль – главного в команде, он учит, готовит себе верных сыновей и дочерей «под плечо». В это время полезно читать ребенку литературу, где команда героев берется за общее дело и справляются с ним, потому что каждый вносит свой неповторимый вклад. Пусть папа пересмотрит «друзей Оушена», и, засучив рукава, берется за дело J.
А мама? Какова ее роль в эту ответственную пятилетку?
Ей труднее всех. Потому что у нее роль, которую я называю «пчеломаткой». На пчеломатке держится весь улей. Вроде она не работает, мед не собирает, а убери ее из улья, и он погибнет. Она – хранительница очага, эмоциональный и духовный центр семьи, пристань, к которой прибывают из плаванья корабли.
Как роль «пчеломатки» отражается на ребенке? Мать дает иногда даже молчаливое участие, утешение, направляет, подсказывает. Но не делает за ребенка. Учит выполнять хозяйственную работу, особенно девочку. Мальчика учит ухаживать за своим телом, следить за чистотой нижней одежды и постели. Стирать за собой, прибирать. Это огромный труд воспитания.
Отец дает Закон и Порядок, дисциплину и навыки, которые становятся фундаментом для самореализации. Он учит мальчика какому-то мужскому делу, которое впоследствии всегда даст его сыну хлеб. Он своим личным примером показывает, как строить «себя и свою семью», как относиться к женщине.
Если папа и мама часто публично ссорятся, в душе ребенка созревает конфликт между Законом и Порядком, с одной стороны, и Любовью, Верой, Утешением, - с другой. Для него Закон и Порядок перестают подкрепляться Верой и Утешением. Из-за этого, он теряет духовную опору. И, как следствие, начинает портиться к подростковому возрасту его характер…
Итак, Отец – он Верховный Судья. Справедливый судья. У него можно искать «защиты и справедливости». Его слово – ценность великая. Он учит детей самодисциплине и прозорливости в отношении чужих людей. Как различать своих и чужих, как строить отношения с людьми, как правильно трудиться и давать себе отдых.
Мать – она кормит, обволакивает женской любовью и теплом. Словом – греет душу, заботиться, но не суетиться. Верит в лучшее, учит никогда не унывать, не держит обиды, молится.
Очень важно, чтобы дети видели, как отец почитает их мать, заботится о ней, называет ее ласковыми именами. Но никогда не зовет: «Мать!» или «Наша мама».
Также важно, чтобы дети видели отца не только отдыхающим после работы дома на диване, но и работающим по дому. Но не по стирке и в неизменном переднике. Конечно, папа может и постирать и приготовить, чтобы маме помочь, но это не является его постоянной обязанностью.
Лучше, чтобы он являлся детям при молотке и рубанке. Но при этом очень важно, чтобы отец учил детей прибирать за собой после мужской работы. Ведь остается немало грязи, и выносить ее не мамина забота.
Конечно, неплохо учить деток и пылесосить полы, выносить мусор. Хорошо, когда это делает папа. Не из-под «палки жены», а с пониманием насущной необходимости. Крайне полезны походы с отцом. Этот опыт – самые устойчивые воспоминания в жизни.
Очень важно, чтобы дети видели, как папа решает трудные ситуации, как ведет себя в болезни. Не жалуется, не раздражается, а проявляет терпение и чувство юмора, особенно через силу, старается всех подбодрить.
Конечно это идеальная модель. Но она «инсталлирована» в наших душах и сердцах. Мы неосознанно тоскуем по ней, и это дает нам стимул трудиться над тем, чтобы она заработала в нашей жизни.