Комплект материалов для родителей 

 "МАГИЯ ВОСПИТАНИЯ" 

 Как подготовиться к переходному возрасту или повысить ему самооценку, как выстроить его отношения с компьютером или как договориться с подростком соблюдать правила 

 СТОИМОСТЬ 490 руб.

Мне страшно... Я боюсь... 
 

Страх...
Какую роль он играет в жизни человека?
С одной стороны, он может уберечь от необдуманных, рискованных поступков. А с другой — продолжительные и устойчивые страхи препятствуют развитию ребенка, сковывают творческую энергию, увеличивают неуверенность и тревожность.
Вот уже более 10 лет я работаю психологом и заметила, что обращений по поводу наличия страхов у детей очень значителен. Часто при работе над некоторыми другими проблемами ребенка (например, школьной неуспеваемостью, отсутствием взаимопонимания с учителями или сверстниками и т.п.) обнаруживается, что и здесь присутствуют страхи.
Я хочу обратиться к тем методам работы со страхами, которые сложились у меня за годы работы.
Наиболее часто в моей практике встречается у детей до 7 лет – это страх темноты, связанная с ним боязнь разных фантастических существ (черной руки, привидений, динозавров и т.д.). А вот для детей старше 7 лет страх темноты может быть напрямую связан со страхом смерти, в других случаях эта связь менее очевидна.
Достаточно распространены различного вида школьные страхи, а в подростковом возрасте — и страхи, связанные с общением.
Что нужно знать родителям об этом?
1. Сначала нужно с ребенком просто поговорить. Узнать, когда он впервые ощутил свой страх? Что он в этот момент почувствовал? Изменилось ли что-нибудь с тех пор? Приобрел ли его страх какой0нибудь образ, цвет, размер, запах? Если страх не имеет определенного образного выражения, то вы можете предложить ребенку соединить его с каким-нибудь образом: «А если бы это был какой-нибудь образ, то что бы это было?»
2. Потом лучше всего, если ребенок нарисует свой страх во всех красках, как можно более подробно. После этого ребенку можно предложить что-нибудь с ним сделать: «Ты можешь уничтожить свой страх (разрезать, разорвать, сжечь) или победить его, а можешь с ним подружиться». Обычно дети выбирают позитивные методы решения проблемы, то есть хотят подружиться со страхом, чтобы он их больше не пугал.
3. Если ребенок осуществляет подобный выбор, то вы предлагаете ему нарисовать образ своего страха совсем нестрашным или даже смешным, добавив ему смешных элементов. Если выбор сделан в пользу уничтожения, то нужно проговорить, как защититься, чтобы он не вернулся. Например, можно нарисовать символические доспехи и повесить над кроватью или найти какой-нибудь предмет, который будет оберегом.
4. Затем можно придумать историю о том как страх сначала не был страшным, а был очень даже милым, но что-то случилось и понеслось… И теперь, когда стало ясно, что сделало его таким страшным, можно найти лекарство, чтобы он снова стал собой.

Техника Абсурда.
Вообще, придумывание историй в борьбе со страхом помогает лучше всего. Доведение ситуации до абсурда снимает острый страх, например перед сном. Когда ребенок признается вам, что он чего-то боится, начните спрашивать его о том, что может случиться самого страшного, и на каждый ответ говорите: «Хорошо, а что будет дальше?» Повторяйте этот вопрос, пока у ребенка не закончатся ответы. Наступит момент, когда ребенок сам увидит, что даже самое страшное, что он мог себе представит не так уж и страшно. Если в ответ вы услышите что-нибудь, связанное со смертью, то вам придется заготовить речь на эту не простую тему. На помощь придет сказка Евгения Клюева «Смешная Снежинка».
Смешная Снежинка роди­лась на небе: все снежин­ки испокон веков рожда­ются на небе. Едва родившись, Смеш­ная Снежинка начала падать: все сне­жинки испокон веков падают — и в этом их жизнь. А может быть, не толь­ко их жизнь, но и наша с вами — как знать...
Смешная Снежинка падала и мечта­ла. Мечтала она вслух и приблизитель­но так:
— Вот сейчас я пролечу мимо этого облачка, потом — мимо того облачка, а потом ещё немножко пролечу — и тог­да уже буду видна с земли. Ой, что там начнётся!.. Все станут задирать головы к небу и смотреть на меня. Интересно, какая я?
Тут Смешная Снежинка скосила глаза, чтобы посмотреть на себя со стороны.
— Красивая я, — решила она. — У меня шесть таких симпатичных лепес­точков — и на каждом из них ещё по шесть симпатичных лепесточков... так что я получаюсь совсем как звёздочка! Даже, пожалуй, получше, чем звёздоч­ка. Нет, просто гораздо лучше, чем звёз­дочка! Во-первых, у звёздочки только пять лепестков, а во-вторых, на этих её пяти лепестках никаких других лепест­ков уже нет. А на моих есть, причём шесть! Вот.
И Смешная Снежинка полетела бы­стрее, чтобы все скорее её увидели: не пропадать же такой красоте! А на лету она всё ещё продолжала разглядывать себя и восхищаться. Просто ужас, что приключится внизу, когда её наконец увидят... на всех дорогах, конечно, сра­зу начнутся аварии: никто ведь ни на что больше не станет смотреть — толь­ко на неё одну все и станут смотреть! Тогда все поезда сойдут с рельсов, и все машины столкнутся, и все пешеходы споткнутся и свалятся в кучу, а она будет медленно-премедленно уже падать и как бы не обращать ни на кого ни ма-лей-ше-го внимания.
Вдруг Смешная Снежинка справа от себя услышала маленькую чью-то пе­сенку, и пришлось ей прекратить на некоторое время мечтать. Потому что она взглянула туда, где была песенка, и — ужаснулась: оказалось, что совсем близко от неё падала ещё одна снежин­ка. И какая!.. Смешная Снежинка про­сто обомлела: у соседки было тоже шесть лепестков и на каждом из них — ещё по шесть, но не простых... а узорных. А самое страшное, что на этих шести лепестках у другой снежинки было ещё по шесть — совсем крохотных!
«Ничего похожего у меня нет!» — с отчаяньем подумала Смешная Снежин­ка и поспешно огляделась вокруг. Ока­залось, что в небе полным-полно сне­жинок: кроме неё и соседки, падало на землю, медленно кружась, Многое Множество менее красивых, таких же красивых и ещё более красивых!
«В такой толпе меня не ровён час никто и не заметит, — сказала себе наша Снежинка, и жизнь показалась ей совсем грустной. — Надо падать быст­рее, надо опередить всех, чтобы меня первой увидели и мною одной залюбо­вались».
Она собрала все свои силы и броси­лась вниз — да так стремительно, что у самой дух захватило. По обеим сторо­нам от неё мелькали снежинки: одна с почтением уступала ей дорогу, другая бросалась в сторону, третья толкалась, четвёртая нарочно закрывала путь...
Смешная Снежинка не успевала уже сосчитать, сколько у кого лепестков, и рассмотреть, какие это лепестки, тоже не успевала: она обгоняла всех, всех, всех. Вот позади уже облачко, вот и второе позади... ах, как много ещё сне­жинок внизу — разве стольких сразу обгонишь?
А снежинки кружились в хороводах, переговаривались, пели... до чего же весело им было! Но Смешную Снежин­ку их веселье не веселило: она падала вниз с немыслимой скоростью. В конце концов, ей действительно удалось обогнать всех и остаться одной.
Только теперь Смешная Снежинка перевела дух и полетела медленнее: нельзя было сваливаться на город, как сумасшедшей! Следовало всё-таки со­хранять какое никакое достоинство, падая с неба!
Да вот беда: от такого стремительно­го полета она вся взмокла и почувство­вала, как... как тает, становясь всё меньше, меньше, меньше.
«Что же это я наделала с собой!» — хотела было опомниться она, но опом­ниться уже не успела, потому что из снежинки превратилась в Капельку Чистой Воды.

... малыш в синем капюшоне поднял кверху тёмные глаза — и глаза его по­светлели, потому что увидели много-много белых точек в небе.
— Сне-е-е-е-ег! — радостно закричал Малыш в Синем Капюшоне, — и дру­гие малыши в разных капюшонах под­хватили его крик:
— Сне-е-е-е-ег!..
«Снег? — с недоумением подумала Капелька Чистой Воды. — А ведь и я была!.. Из снега получаются замеча­тельно высокие сугробы — и Многое Множество малышей в разных капю­шонах берёт тогда свои санки и ката­ется с гор. Как, наверное, это всё-таки прекрасно — быть снегом!»
О, теперь это была уже не Смешная Снежинка — это была мудрая Капель­ка Чистой Воды, которая прожила по­чти целую жизнь. И, улыбнувшись тому, как глупо и быстро прожила она эту жизнь, Капелька Чистой Воды ти­хонько скользнула в ещё не успевшую замерзнуть землю — скользнула вместе со всеми своими хорошими мыслями, которые всё-таки успела додумать до конца.
Страх смерти относится к числу экзистенциальных, а это значит, что единственный способ справиться с ним - это время, больше информации об этом и постепенное принятие идеи жизни и смерти. Не нужно рассказывать небылиц. То же самое можно сделать и в случае страха одиночества.
В подростковом возрасте страхи обычно очень реальные и вызваны собственной неуверенностью и низкой самооценкой. Об этом у нас есть отдельный курс, который называется "Буду взрослым"
И последний совет: «Свети в глаза страху». То есть говорите о нем открыто, часто и много.